Printed fromChabadmspb.ru
ב"ה

Сообщение от раввина

Шаббат Агадол

 

У Раби Шмуэля, четвертого Ребе хабада, был обычай принимать 

посетителей на личную беседу. Бывало, частенько, что во время приема 

посетителей он сильно потел. Он приносил извинения тому, кто у него 

был и шел в другую комнату, чтобы переодеться в другую одежду. Когда 

же его спросили почему он так делает, то он объяснил это так: "Когда я 

принимаю посетителя, я "одет" в одежду моей души. Но для того, чтобы 

понять собеседника так, как он видит ситуацию, мне нужно снять свои 

"одежды" и надеть его одежду. После того, как я его выслушал, мне 

необходимо опять поменять одежду, снять его и надеть свою, для того 

чтобы рассмотреть проблему как я ее вижу. Для того, чтобы дать ему 

понятный ответ, мне нужно передать ему его такими словами, которые 

будут ему понятны, и для этого нужно снова переодеться в его одежду.

Теперь вы можете себе представить, сколько все эти "переодевания" 

забирают душевных сил, что я потею и мне приходиться идти и менять 

одежду. 

В нашей недельной главе- Цав - Тора рассказывает нам о тех работах, 

которые делал коэн в Храме. И говорит, что когда коэн выносил пепел с 

жертвенника за пределы Храма, то он менял одежды для этого: "...4. И 

снимет одежды свои, и облачится в одежды другие, и вынесет пепел за пределы стана 

на место чистое. ..."(Ваикра, 6:4). Комментатор Раши поясняет: "так как 

вынос пепла может привести к тому, что его коенские одежды могут 

запачкаться, и Тора советуем ему сменить одежды для этой работы". 

Раши поясняет, что было не обязано их менять, но так следует поступать, 

"дерехэрец". Тора учит нас правилам хорошего поведения: "Одежда, в 

которой готовил еду для своего хозяина, не подходит для того, чтобы в 

ней подавать ему эту еду". Для каждого вида работы есть 

соответствующая одежда. 

Из этого можно вынести урок и в отношении нашей повседневной жизни. 

Когда речь идет о служенииТ-ворцу, то человек не имеет права 

пренебрегать или испытывать отвращение к нему, не важно, о каком 

2

роде служения идет речь. Ты можешь быть и тем, кто будет приносить 

жертвы на жертвеннике и с таким же успехом ты можешь быть и тем, кто 

будет выносить пепел после приношения жертв. Ты можешь быть 

одновременно и большим раввином, который обучает сотни или тысячи 

людей, и в тоже время можешь быть тем, к кому пришел обычный еврей 

посоветоваться о какой-то обыденной проблеме. С одной стороны ты 

можешь прикладывать усилия в своей личной молитве, учебе Торы, 

своем духовном росте. При этом ни в коем случае нельзя забывать о 

своих братьях, которые нуждаются в помощи как духовной, так и 

материальной. Но между этими видами служениями ты должен "сменить 

одежду", для того чтобы подстроится под ту ситуацию, под того человека, 

которому ты сейчас будешь помогать. 

Когда ты занимаешься своим личным служением Т-ворцу - забудь обо 

всем и обо всех, и сосредоточься на служении. Когда же ты занимаешься 

помощью другим, то забудь о себе и сосредоточься на том, как лучше 

помочь другим. 

Да будет желание В-севышнего, чтобы у нас всегда получалось выбирать 

ту "одежду", которая будет соответствовать той ситуации или тому 

человеку, которому мы собираемся помочь в данную минуту. А также 

чтобы мы смогли удостоится того, что был бы построен Третий Храм и мы 

смогли бы принять участие в службах, которые будут проходить в Нем, в 

скорости в наши дни!
Раввин Шмуэль Хитрик

Ваикра

 

Один из хасидов Алтер Ребе был очень богатым человеком и очень старательно выполнял заповедь о гостеприимстве. В его доме несколько комнат было отведено специально для гостей. Каждого проезжего сердечно принимали и плотно кормили. Хозяин одалживал деньги путникам и всегда дарил им подходящий подарок в дорогу. Однажды у него остановился Алтер Ребе, и увидев как ведет себя хозяин дома, расхвалил его гостеприимство. Богач склонил голову и сказал: "Ребе, я чувствую, что делаю все это как-то не по-настоящему. Я ощущаю удовольствие и гордость, возможно даже тщеславие. Это значит, что гостеприимство выполняется не только ради людей, а ради каких-то моих личных интересов. А это не настоящая заповедь. Я думаю, что надо прекратить все это…". Алтер Ребе ответил: "Бедняки, которые едят в твоем доме, делают это абсолютно по-настоящему, без всяких лишних мыслей…". 


В главе Торы «Ваикра» написано: «Человек который приблизит из вас жертву Б-гу… Из скота крупного или мелкого». Объясняет Алтер Ребе, что в замен животных, сжигаемых на жертвеннике, во времина Храма, сегодня мы должны пожертвовать лишними удовольствиями и желаниями своей животной души. 


Жертву приносимую в Храм, тщательно проверяли на наличие изъяна, только совершенная физически животное приносили в жертву. Затем животному делали шхиту и клали на жертвенник, после чего спускался Б-жественный огонь свыше и пожирал жертву. Так же и нам, что бы приблизиться к Б-гу, нужно проверить свои мысль, речь и действие, нуждаются ли они в исправлении, а после надо остудить пыл и страсть к удовольствиям этого мира. И тогда само собой разгорится в сердце любовь ко В-вышнему, желание делать хорошие дела и изучать Тору. 


Учат мудрецы, что обычай три раза окунать хлеб в соль после благословения берет начало из закона о том, как при всякой жертве или хлебном приношении в Храме надо было приносить соль. Когда существовал Храм, жертвенник искуплял грехи еврейского народа. Теперь же стол, за которым мы едим, искупляет наши грехи. Так как у своего стола мы выполняем важнейшую заповедь – гостеприимство.


Раввин Шмэуль Хитрик

Ваякель-Пкудей

 

 С Б-жьей помощью

 

Глава Ваягель –Пкудей

Рассказывают, что один хасид поехал по своим делам в Германию. Перед отъездом, он попросил на прощание благословения у своего раввина, а тот, обратился к нему с просьбой, купить в Германии особый вид сигар. Хасид поехал в Германию, совершил все нужные сделки, но сигары… забыл купить. Когда он вернулся в Израиль, вдруг вспомнил просьбу своего раввина и решил купить похожий вид на месте. Он принес раввину сигары и тот сразу спросил: «Где ты купил их?» Хасид рассказал правду, что в Германии забыл об этом и поэтому приобрел их в Израиле.

Ответил ему раввин: «Ты думаешь, что мне нужны эти сигареты? Я просто хотел, чтобы даже в Германии, занимаясь своими делами, ты помнил, что у тебя есть раввин!».

Этот шабат называется «Шабат Хазак!». Мы завершаем чтение книги Шмот, и прочитав последнее предложение говорим вместе «Хазак, хазак венитхазек!», что переводится: «Крепче, крепче, укрепимся!»

С каким предложением лучше всего закончить книгу Шмот и сказать «Хазак»?

Ведь последние пять глав занимались устройством переносного Храма, его работами, его возведением. Поэтому, по идее, самым последним предложением, для завершения книги можно было бы сделать слова о том, что Вс-вышний нашел в Мишкане свою обитель.

              Вы удивитесь, услышав, что об этом действительно говорится в книге Шмот, но после этого, написано еще несколько предложений совершенно на другую тему. Пасук говорит: «Когда поднималось облако над Мишканом, двигались евреи по своим путям». Вместо торжественного завершения словами о воздвижении Мишкана, Тора рассказывает именно о том, как его разбирали, когда отправлялись в путь.

Когда Тора, завершает книгу Шмот рассказом, о том, что евреи вышли в путь, она хочет дать нам очень важный урок: главное испытание Мишкана происходило именно когда, он в разобранном виде находился в пути. 

Когда Мишкан стоит во всем своем величии посреди еврейского стана – не велика премудрость помнить, о существовании Вс-вышнего и служить Ему. Настоящее испытание приходит, когда Мишкан разбирают. Тогда возникает вопрос: Смогут, ли евреи справиться?» Будут ли помнить Вс-вышнего и выполнять Его волю?

Это наивысшее предназначение Мишкана – влиять на евреев таким образом, чтобы они в любой момент помнили о Б-ге и чувствовали Его присутствие.

Мы так же находимся в дороге, в изгнании.  Мишкан разобран, Храм сожжен, Б-жественное присутствие не ощущается уже почти две тысячи лет.

Тора говорит нам, что именно здесь начинается экзамен. Вс-вышний хочет проверить, остается ли влияние Храма,  даже когда его давно уже нет?

 Поэтому не стоит отступать перед темнотой и трудностями, а наоборот, нужно их побеждать.  

Раввин Шмуэль Хитрик 

Ки Тиса

 

Глава Ки Тиса

Дополнительная глава Пара

Афтара Йехезкель 36:16-38

 

В этот шабат к чтению недельной главы Ки Тиса добавляют третью из четырех дополнительных глав – отрывок под названием «Пара». Скоро Песах. Во времена Храма кульминацией этого праздника было принесение пасхальной жертвы. Но эту заповедь могли выполнить только люди, пребывающие в состоянии ритуальной чистоты. Человек, которому пришлось участвовать в похоронах, «заражается» духовной нечистотой и очиститься может только пеплом красной коровы в сочетании с еще несколькими элементами.

Заповедь о красной корове считается главной в категории «хок» - законы, необъяснимые человеческой логикой. Даже Шломо, мудрейший из людей сказал, что смог понять всю Тору, кроме этой заповеди. Как смесь из пепла красной коровы очищает еврея на самом низком уровне нечистоты, и в то же время делает нечистым коэна, который ее готовит. Никто не может дать ответ на этот вопрос. Но мудрецы делают интересные и полезные выводы из самого закона, рассматривая его в свете пророчества Йехезкеля.    

В начале своей речи пророк, как и полагается, укоряет народ. Но дальше он говорит: «Соберу вас из всех стран, приведу на землю вашу и окроплю водой чистой, и очиститесь вы от всех скверн ваших…». Выходит, что Б-г обещает забрать каждого из нас из изгнания на каком уровне нечистоты мы бы не находились.

Пророк говорит евреям, что они пропитались изгнанием и стали подобными мертвецам. У них практически не осталось жизненной силы. Они лишись своего дома в Израиле, а человека, у которого нет дома, нельзя назвать живым. Но их все еще можно очистить и спасти.

Начиная разговор с евреями, пророк спускается со своего духовного уровня и приближается к простым смертным. Это единственный способ спасти их. Точно так же чувствует себя настоящий лидер. Для того, чтобы поднимать людей вверх ему  сначала приходится спуститься вниз, стать ближе. Если лидер понимает, что очищает не он сам, не коэн и не другой человек, тогда его труд пойдет на пользу. Пророк или лидер служит передатчиком, исполнителем, но природу человека может поменять лишь Б-г.

Будучи ребенком Ребе Рашаб играл со своим братом в ребе и хасида. И вот «хасид» обратился к «Ребе» и попросил указать ему, как он может исправить свои ошибки. Когда брат дал ему какой-то совет, Шолом-Довбер ответил: «Ты не настоящий Ребе, когда Ребе дает кому-то путь к исправлению, он вздыхает».

Коэн не может очистить другого еврея и остаться на том же духовном уровне, он тоже обретает статус легкой духовной нечистоты. Для того чтобы протянуть руку помощи нужно спуститься на ступеньку вниз, прочувствовать второго человека, только так можно вытащить его наверх.

Тора называет мертвым человека, который потерял связь с духовностью. Тот, кого ничего не интересует, подобен мертвецу! Но его можно спасти! Для этого нужно подойти ближе. Если ребенок, близкий, ученик видит, что вы спускаетесь со своего пьедестала и идете к нему навстречу, у него появятся силы встать и пойти за вами!

              Есть еще один интересный закон: если тот, кто пришел очищать думает в этот момент о том, что он хочет очистить человека, очищение произойдет. Процесс спасения не зависит от утопающего.  Всевышний дает нам силы помочь даже тому, кто уже не требует помощи.

Дай Б-г, чтобы как можно скорее начались новые времена без болезней и проблем. Помните, что мы можем помочь друг другу выкарабкаться из нынешней ситуации. Но главная очистительная сила остается в руках Б-жьих. Давайте обращаться к Нему, просить и требовать, чтобы Он забрал нас из тяжелого изгнания, чтобы уже в том году мы смогли вместе принести в Иерусалиме пасхальные жертвы.

Шабат шалом!  

 

Тецаве

 

Тецаве

Еврей пожаловался врачу, что его жена в последнее время очень плохо слышит и спросил, как узнать какой слуховой аппарат может облегчить ее страдания. Доктор посоветовал начать разговаривать с супругой на большом расстоянии, постепенно приближаться и следить за тем, когда она услышит и начнет отвечать. Хацкель зашел домой и с порога закричал: «Енте! Енте! Что на обед?». В ответ тишина. Он подошел ближе и снова гаркнул: «Что на обед?». Ответа не последовало. Так он приближался до тех пор, пока не склонился прямо у нее над ухом: «Енте, что у нас на обед?». Тут то он наконец услышал ответ: «Я уже десять раз повторила тебе СУП!СУП!СУП!»

В главе Тецаве мы изучаем тему одеяний главного Коэна. Их было восемь и каждое из них было наделено особенным смыслом. Сегодня мы поговорим о предмете под названием «Эйфод». Это некое подобие юбки на широких лямках. К нему прилагался пояс, вырезанный из того же куска ткани, что и сам эйфод. «А пояс для его препоясания, который на нем, той же работы из него (самого) будет» Шмот 28:8. 

хасидут дает в этим словам глубокое объяснение и говорит, что одеяния - это заповеди, которые мы исполняем. То, во что мы одеты делается «из нас самих», как сказано о поясе «из него самого будет». Имеется ввиду энергия, сосредоточенность и желание, которые мы вкладываем в исполнение той или иной заповеди, все это исходит от нас.

Все что происходит с человеком в этом мире и в мире будущем зависит от него самого. Если мы будем вкладывать в свои поступки радость и вдохновение, они будут притягивать высокий Б-жесвенный свет. В пиркей авот сказано «И знай о том, что находится сверху от тебя». Магид из Межерича объясняет: все, что находится сверху -  от тебя. Мы вполне можем влиять на то, чтобы наша жизнь была радостной, наполненной смыслом, богатой, комфортной и высокодуховной. Для этого нужно хорошо узнать себя и понять, какие процессы каждый из нас ежедневно запускает в мироздании.

Однажды лис встретил на входе в лес оленя, который пытался выкорчевать деревья. У него  плохо получалось, он раздражался. Лис спросил, в чем дело и олень сказал, что нижние ветки мешают ему войти в лес. Тогда лис сделал революционное предложение: сбрось рога и ты сможешь свободно передвигаться между ветвями.

Бааль Шем Тов много лет назад открыл миру хасидскую истину, которая в последствии стала в основу многих психологических теорий. Идея звучит так: мы замечаем в других людях лишь те качества, которые имеются в наличии у нас самих. И если говорить о недостатках, то в других нас сильнее всего раздражает то, что нам давным-давно знакомо по собственному опыту.

Итак мы должны запомнить две вещи. Во-первых, мы сами являемся строителями своей судьбы и можем изменить ее на любом этапе жизни. Во-вторых, работа над собой никогда не прекращается, каждый раз увидев соринку в чужом глазу, мы отправляемся на поиски бревна в своем собственном.

Дай Б-г чтобы месяц Адар принес нам много радости, чтобы мы всегда видели достоинства и преимущества своих ближних. Дай Б-г, чтобы как можно скорее пришло полное избавление!

Раввин Шмуэль Хитрик 

 

 

 

Глава Трума

 

лава Трума


              «И постройте мне Храм и буду Я обитать внутри них». Всевышний просит евреев построить здание, где Его присутствие будет раскрываться в полную силу. Народ  тут же приступает к постройке переносной Скинии. Потом  евреи строят Первый Храм в Иерусалиме, через какое-то время после его разрушения, на том же месте воздвигается Второй. Но, к сожалению, его тоже разрушают враги. С тех пор присутствие Всевышнего переносится в синагоги и дома учения.  Теперь они становятся пристанищем для Всевышнего и Его сыновей.  


Мы знаем, что Тора вечна и все ее указания актуальны и сейчас для каждого из нас. Именно поэтому Всевышний сказал, что Он будет обитать «внутри них», а не внутри него (Храма). Б-г хочет, чтобы мы построили духовное святилище внутри себя.  


Рабби  Зеев Вольф из Житомира обращается к Мидрашам, где говорится о том, что при строительстве Храма ни разу «не прозвучал звук топора ли пилы». Имеется в виду, что для постройки Храма не использовались железные инструменты. Как же тогда каменные плиты выходили такими ровными? Дело в том, что их выравнивали и полировали до начала стройки. А в Храме их просто ставили друг на друга, не прикасаясь к ним металлом.


 Слова молитвы часто сравнивают с кирпичами, из которых возводится здание. Рабби Зеев Вольф говорит, что шум во время молитвы недопустим, т.к. он похож на стук молота. Не принято топать и хлопать, нужно сосредоточенно произносить каждую букву.  Но как же быть? Ведь в голову постоянно лезут незваные мысли,  стучатся заботы и хлопоты? Нужно провести предварительную работу. Поучить Тору, очистить голову и лишь после этого приступать к служению Б-гу.


В переносном Храме стены были сделаны из кедровых деревьев. Праотец Яаков  знал, что они пригодятся его внукам в пустыне. Это указание для нас: ко всему нужно готовиться заблаговременно.


Каждый еврейский дом – это малый Храм. Как сделать его таковым на практике?  Нужно постоянно давать себе отчет о своем настроении. Возвращаясь домой мы зачастую мечтаем выплеснуть накопившиеся за день эмоции, расслабиться и отдохнуть. Иногда мы забываем о том, что не стоит вносить в свою семью негатив, накопившийся на работе. Поэтому я советую каждому из вас завести такую привычку: делать несколько глубоких вдохов и выдохов  и лишь после этого открывать двери своей квартиры. Слова, которыми обмениваются супруги, должны звучать так, чтобы в них не откликался стук топора или брюзжание пилы. Главное что укрепляет брак – взаимное уважение, умение заранее подумать о своей второй половинке.


Раввин Шмуэль Хитрик 

Мишпатим 5783

 

Глава  Мишпатим

В Талмуде приводится спор между неким мудрецом и атеистом. Второй утверждал что тело человека делится на две части, одна из них святая, другая грубо материальная. Выше пояса у нас находится мозг и сердце, а ниже органы, через которые мы избавляемся от отходов. На это мудрец ответил: если эти части не связаны между собой, то как вода, которую мы пьём ртом попадает в нижнюю часть тела? Талмуд не стал бы сохранять сведения о пустых разговорах. Здесь кроется какой-то секрет.

На самом деле в этой беседе обсуждалось владычество Б-га над миром. Атеист (апикойрес) пытался сказать, что Б-г управляет исключительно духовностью. Мудрец доказал, что Б-г один, Он правит всем миром целиком и полностью. 

Что вообще произошло во время дарования Торы? Историческое событие, громы и молнии, явное проявление Б-га в этом мире, свадьба Всевышнего с избранным народом. Всё это описывается в главе Итро. За ней сразу приходит глава Мишпатим: повседневные отношения, материальные тяжбы, понятия, которые казалось бы очень далеки от духовной высоты.

Людям свойственно делить свою жизнь на то, что мы отдаём Б-гу и то что оставляем для себя. Синагога для Всевышнего, бизнес для меня. Но Создатель не согласен оставаться в стороне. Он хочет, чтобы мы помнили о нем во время еды и отдыха, заключения сделок и отдыха на курорте. Именно поэтому глава Мишпатим следует за главой Итро. Мы должны взять святость Синайского откровения и перенести её в каждую делать личной жизни. Как сказал один из лидеров Хабада: «Я завидую рыночным торговцам, им приходится полагаться на Б-жью помощь изо дня в день на каждом шагу».

То же самое касается семейных отношений. Они начинаются с романтического знакомства, эмоций, гормонального всплеска. Все это способствует ощущению большой любви. Куда же она девается с приходом серых будней? Для того, чтобы яркие чувства сохранились навсегда, нужно их укреплять и разогревать своим разумом. Помогать, ценить, хвалить и поддерживать друг друга изо дня в день в любых жизненных ситуациях и тогда в вашем доме будет ощущаться Б-жественное присутствие. 

Дай Б-г, чтобы мир  как можно скорее пришло полное избавление. И тогда вся земля наполнится знаниями о Б-ге.

Шабат шалом

Раввин Шмуэль Хитрик 

 

 

ИТРО-БЫТЬ КОНСТРУКТИВНЫМ!

 

Вот и пришел трогательный момент дарования Торы. Все знают, что у горы Синай все евреи выздоровели от своих недугов, слепые прозрели, глухие обрели слух и так далее. В книгах по хасидизму написано, что Тору нужно обретать изо дня в день в каждом поколении. И глядя на тотальное исцеление евреев может показаться, что Тора принадлежит лишь здоровым полноценным людям, которые могут полностью посвятить себя ее изучению. Но на практике мы знаем, что это не так.

почему наша глава не называется именем Моше, ведь это он был главным героем синайского откровения? Итро еще в прошлой главе был идолопоклонником. Да, он услышал о славе своего зятя и пришел оказать ему честь, но опять же, как можно было посвятить ему название целой главы Торы, еще и такой важной.

Итро встречает Моше и тот рассказывает ему «обо всех чудесах, которые Б-г зделал для ФАРАОНА в Египте». То есть евреи там были не причём? Мудрецы объясняют, что ценность каждого достижения измеряется теми трудностями, с которыми пришлось столкнуться на пути к нему.

 Мы понимаем, какое грандиозное значение имело избавление евреев лишь потому, что знаем, каким сосредоточением тьмы и духовной нечистоты был Египет тех времен. Мы ценим еврейство, которое принял Итро значительно больше, если знаем, что он попробовал перед этим все виды идолопоклонства и медитаций, отвергнул все это и навсегда перешел в иудаизм.

В этом вся Тора. Никто не сказал, что будет легко, но та работа, которую мы проделываем, имеет огромное значение. Каждая заповедь делает нас лучше и ближе к Б-гу.

Однажды еврейская женщина, которая жила в кибуце начала соблюдать заповеди Торы. Ее звали госпожа Паш. Она приблизилась к иудаизму и в связи с этим хотела переехать в другое место. Она чувствовала отторжение со стороны бывших подруг, ей было тяжело соблюдать некоторые заповеди. Однажды ей посчастливилось побывать на аудиенции у Ребе. Праведник сказал ей: «Оставайся там и продолжай соблюдать. Я не говорю, что будет легко, но ты будешь точно знать, что делаешь правильное дело».

              Правильно поступает тот, кто держится за вечные ценности и поэтому дарование Торы – это огромный праздник. Это яркий свет, освещающий все тоннели нашей жизни. Одна еврейская пара просила у раввина Гутника совета о том, как наладить мирные отношения в семье. Раввин предложил каждую пятницу зажигать свечи, отвлекаться от суматохи и проводить время в приятной атмосфере шабата. Супруги посчитали этот совет примитивным и еще несколько лет ходили по кабинетам различных психологов. В итоге один из них дал им ценный совет – проводить один вечер в неделю за столом при свете свечей. Они попробовали и это подействовало. А потом вернулись к раввину и сказали, что он знал больше, чем специалисты, и жаль, что они потратили в пустую столько времени и денег.

Сегодня я призываю всех вас встретить шабат в семейной атмосфере. Отключите телефоны и почувствуйте себя свободными по-настоящему. Разрешите Торе вести себя по жизни, и я обещаю, что вы станете счастливыми.

Шабат шалом!

 

Недельная глава Бешалах

 

Недельная глава Бешалах

 

Шабат Бешалах выделяется на фоне остальных суббот года своей яркой особенностью. Его называют шабат Шира – суббота песнопений. Это не потому, что за столом поют особые напевы, а потому, что и в недельной главе и в соответствующем ей отрывке книги Шофтим приводятся пророческие песни.

Сама глава рассказывает о том, как евреи наконец-то вырвались из Египта, подошли к Красному морю, сомневались, как поступить дальше, потом вода благополучно расступилась и они по суше добрались до противоположного берега. После всего этого Мирьям и остальные женщины запели Б-гу слова благодарности в сопровождении бубнов и барабанов. На самом деле главу Бешалах читают не только сейчас, а еще и в Песах. В Торе есть еще одна песня, ее текст расположен в главе Аазину. Тем не менее, шабат Шира бывает только раз в году. Вопрос таков: почему шабат Шира назвали именно ту субботу, в которую упоминается женская песня? Почему этот статус не присвоили тем шабатам, когда в Торе или в афтаре упоминается песнь всего народа, или песнь которую Давид вознес в благодарность за свое спасение?

Афтара к недельной главе  Бешалах переносит нас в эпоху судей. Пророк Моше и его верный ученик Йеошуа покинули этот мир, и в течение 350 лет управление еврейским народом переходило от одного судьи к другому. Отношение соседних народов постоянно менялось и иногда становилось просто невыносимым. Получилось так, что царь Явин так сильно порабощал и угнетал евреев на их собственной земле, что они начали вопить и плакать от безысходности.

Помощь, как было характерно для того периода времени, пришла через судью, но на этот раз судьей оказалась женщина по имени Двора. Она заставила евреев раскаяться и отправила своего мужа Барака на войну. Барак попросил жену пойти с ним вместе.  Двора не стала спорить, но предупредила своего супруга о том, что в этом случае победа достанется женщине. Барак согласился. Началась война. Враги потерпели крах еще до того, как евреи достали оружие (об этом можно прочитать в тексте самой афтары). В живых остался лишь один военачальник грозный и воинственный Сисра. За ним-то и погнался муж Дворы – Барак. По дороге Сисру измучила жажда и он зашел напиться к шатер к женщине по имени Яэль. Именно ей в голову пришла идея убить врага колышком от своей палатки. Когда к шатру подбежал Барак, ему пришлось принять победу, как данность.

 Двора воспела песнь, где содержатся уникальные пророчества и слова благодарности Б-гу за чудесную победу.

Женские песнопения, это настолько возвышенное понятие, что с ним не сравнятся никакие другие хвалебные гимны! На берегу Красного моря женщины пели не просто так, они играли на музыкальных инструментах. Но где они их взяли? Они принесли их с собой из Египта. Почему? Потому что были уверены в победе уже тогда, когда было темно и страшно. Они верили в избавление, знали, что Б-г избавит их от рабства и заберет на свободу. Не просто знали, а начали к этому готовиться.

Мужчины тоже поют. Им становится хорошо, и они начинают благодарить за это Б-га. Но праведные женщины наполняют свои дома радостью, песнями, плясками, хорошим настроением даже в процессе ожидания. Если мужчина знает, что дома его ждет такая женщина, он не боится идти на войну.

Давайте сделаем вывод из этой истории и научимся у еврейских праведниц радоваться избавлению прямо сейчас, не смотря на тьму и холод нынешних реалий.

 

С таким же сладким и радостным предвкушением мы ожидаем полного избавления всего еврейского народа.

Шабат шалом!

Недельная глава Бешалах

 

Недельная глава Бешалах

 

Шабат Бешалах выделяется на фоне остальных суббот года своей яркой особенностью. Его называют шабат Шира – суббота песнопений. Это не потому, что за столом поют особые напевы, а потому, что и в недельной главе и в соответствующем ей отрывке книги Шофтим приводятся пророческие песни.

Сама глава рассказывает о том, как евреи наконец-то вырвались из Египта, подошли к Красному морю, сомневались, как поступить дальше, потом вода благополучно расступилась и они по суше добрались до противоположного берега. После всего этого Мирьям и остальные женщины запели Б-гу слова благодарности в сопровождении бубнов и барабанов. На самом деле главу Бешалах читают не только сейчас, а еще и в Песах. В Торе есть еще одна песня, ее текст расположен в главе Аазину. Тем не менее, шабат Шира бывает только раз в году. Вопрос таков: почему шабат Шира назвали именно ту субботу, в которую упоминается женская песня? Почему этот статус не присвоили тем шабатам, когда в Торе или в афтаре упоминается песнь всего народа, или песнь которую Давид вознес в благодарность за свое спасение?

Афтара к недельной главе  Бешалах переносит нас в эпоху судей. Пророк Моше и его верный ученик Йеошуа покинули этот мир, и в течение 350 лет управление еврейским народом переходило от одного судьи к другому. Отношение соседних народов постоянно менялось и иногда становилось просто невыносимым. Получилось так, что царь Явин так сильно порабощал и угнетал евреев на их собственной земле, что они начали вопить и плакать от безысходности.

Помощь, как было характерно для того периода времени, пришла через судью, но на этот раз судьей оказалась женщина по имени Двора. Она заставила евреев раскаяться и отправила своего мужа Барака на войну. Барак попросил жену пойти с ним вместе.  Двора не стала спорить, но предупредила своего супруга о том, что в этом случае победа достанется женщине. Барак согласился. Началась война. Враги потерпели крах еще до того, как евреи достали оружие (об этом можно прочитать в тексте самой афтары). В живых остался лишь один военачальник грозный и воинственный Сисра. За ним-то и погнался муж Дворы – Барак. По дороге Сисру измучила жажда и он зашел напиться к шатер к женщине по имени Яэль. Именно ей в голову пришла идея убить врага колышком от своей палатки. Когда к шатру подбежал Барак, ему пришлось принять победу, как данность.

 Двора воспела песнь, где содержатся уникальные пророчества и слова благодарности Б-гу за чудесную победу.

Женские песнопения, это настолько возвышенное понятие, что с ним не сравнятся никакие другие хвалебные гимны! На берегу Красного моря женщины пели не просто так, они играли на музыкальных инструментах. Но где они их взяли? Они принесли их с собой из Египта. Почему? Потому что были уверены в победе уже тогда, когда было темно и страшно. Они верили в избавление, знали, что Б-г избавит их от рабства и заберет на свободу. Не просто знали, а начали к этому готовиться.

Мужчины тоже поют. Им становится хорошо, и они начинают благодарить за это Б-га. Но праведные женщины наполняют свои дома радостью, песнями, плясками, хорошим настроением даже в процессе ожидания. Если мужчина знает, что дома его ждет такая женщина, он не боится идти на войну.

Давайте сделаем вывод из этой истории и научимся у еврейских праведниц радоваться избавлению прямо сейчас, не смотря на тьму и холод нынешних реалий.

 

С таким же сладким и радостным предвкушением мы ожидаем полного избавления всего еврейского народа.

Шабат шалом!

Недельная глава Бо

 

В недельной главе Бо говорится об окончательном выходе евреев из Египта. Это величайшее событие мы упоминаем во время кидуша, авдалы, почти в каждой молитве в течение дня. В чем его внутренний смысл?  

Фараон символизирует гордыню, он хвастается тем, что создал Египет, не признает, что существует что-то или кто-то выше и сильнее его. Нил поднимается ему на встречу и орошает земли. По его словам природа находится у него в полном подчинении. Египтяне верят каждому его слову. И вдруг приходит Моше и показывает, кто правит  миром на самом деле.  

Когда Моше был совсем маленьким, его вытащили из воды. Это символично, т.к. в глазах фараона вода – это и есть сила природы. Соответственно Моше уже младенцем победил эту силу. В хасидизме вода называется миром сокрытия. Миллиарды живых существ ощущают, что все их существование зависит от среды обитания – воды. Точно так же, как рыба не может жить без воды, человек не может существовать без связи с Б-гом. Эту истину заказал Моше. Святость высочайшего уровня сразилась с последним уровнем нечистоты и обрела победу.  

Б-г ожесточил сердце фараона.  Моше просил его отпустить весь народ от детей до стариков совершить служение Б-гу, но он был согласен открыть границы лишь для взрослых. После казни тьмой фараон кричал: убирайтесь отсюда все до одного, включая домашних животных. Но теперь Моше ответил: мы возьмем и свой скот и твой, а еще захватим ценности и украшения. Мы возьмем тебя самого и перевернем тебя на изнанку. Каждый еврей увидит и почувствует, как Б-г управляет миром и как Он питает и наполняет силами каждого из нас.  

 Известная шутка рассказывает о том, как американец, француз и еврей узнали, что на землю скоро обрушится потоп и у них есть возможность выполнить по одному желанию. Американец попросил хороший гамбургер, француз – бокал вина, а еврей установку, которая позволит ему полноценно жить под водой.  

Мы можем в каждой ситуации найти свет, если мир нас не устраивает, мы его изменим. Этому нас научил Ребе. На этой неделе мы будем праздновать день, когда он занял пост главы поколения.  Он обещал, что избавление наступит очень скоро. Мы к нему  уже готовы! 

Раввин Шмуэль Хитрик

Глава Ваэра

 

Глава ВаЭра 

На одном огромном заводе по производству мясных продуктов работали сотни людей. Утром они входили в цеха и вечером выходили. Однажды в конце смены охранник сказал, что не может закрыть завод, т.к. уверен, что там остался человек. Он сам лично отправился на поиски и через какое-то время обнаружил пропавшего в огромной морозильной камере,  дверь которой  захлопнулась снаружи. У охранника спросили, откуда он узнал, что один из нескольких сотен рабочих не вышел с территории завода. Он ответил:

- Каждое утро мимо меня проходит огромная толпа людей. Они меня не замечают. Лишь один еврей по имени Мойше при входе желает мне хорошего дня, а при выходе доброй ночи. Я ждал его и не дождался. Вежливость и доброжелательность спасли его от смерти.  

В нашей главе говорится о первых египетских казнях. Рабби Зеев Вольф из Житомира спрашивает, зачем Всевышний планомерно совершал все эти действия. Он ведь мог спокойно забрать евреев из рабства одним ударом. Он же объясняет, Б-г хотел, чтобы евреи многократно испытали благодарность, говорили спасибо за каждую отдельную казнь. Если бы спасение произошло внезапно, к ним бы не успело прийти осознание происходящего. 

В книгах по хасидизму объясняется, что фараон был проявлением обратной стороны святости, сгустком эгоизма, источником нечистоты. Существует два способа борьбы с такими явлениями: резкий и постепенный. Плюс второго варианта в том, что он не только искореняет зло, но и  вынимает частички добра и святости, застрявшие в нечистых оболочках. 

Любую болезнь можно убить одним ударом. Вопрос в том, что после этого происходит с человеком, с какими негативными последствиями он остается потом. 

Рабби Элиезер говорит, что каждая из египетских казней состояла из 4 частей и  очищала мир на четырех уровнях: огонь, вода, ветер и земля. Рабби Акива утверждает, что был еще и пятый элемент – уровень основания, корень, ДНК. Поэтому нужно было произвести 10 сильных длительных вторжений в привычную жизнь. Б-г не хотел уничтожать Египет, Он хотел постепенно глубоко его очистить. Число 10 говорит о завершенности и основательности проведенной работы.  

Перенесем эту идею на семейные и другие межличностные отношения. Мы все сказали друг другу несколько теплых слов при знакомстве. Теперь мы живем и работаем вместе и каждый должен делать все, что от него требуется. 

Почему же люди начинают ссориться? Почему любые отношения рано или поздно приедаются? Все дело в благодарности и признании. Мы обязаны ценить друг друга вслух, отмечать каждую мелочь и говорить за нее спасибо: за ужин, за вынесение пакета с мусором, за улыбку, за понимание и поддержку. 

Рамбам говорит: если у человека есть крупная сумма денег, он должен разделить ее и выполнить заповедь о благотворительности несколько раз, не отдавать все одним махом. 

Тот же принцип относится к произнесению благословений перед принятием каждого вида пищи и после него. Мудрецы постановили, что каждый еврей должен говорить 100 благословений в день, включая молитву.  Мы не можем утром сказать одно большое спасибо, а затем  и забыть  о Б-ге на целые сутки. Он хочет жить с нами рядом и слышать, как мы довольны всем, что имеем. 

Мы тоже будем замечать все хорошее и тем самым очистим мир и приведем его к полному избавлению.

Раввин Шмуэль Хитрик

Глава Ваякгель – Шабат Шкалим.

 «То, что видно оттуда – не видно отсюда» или «То, что видно отсюда – не видно оттуда». Это выражение хорошо помогает понять разницу между одним и тем же понятием с разных точек зрения, или в политическом смысле – в разные времена, или когда человек меняет должность и соответственно свои взгляды.
Можно ли отнести это выражение к любой ситуации? Меняются взгляды и условия или же сам принцип?
На этой неделе мы читаем в Торе рассказ о постройке переносного Храма – Мишкана. На самом деле, за счет нее можно было бы значительно сократить текст Торы, ведь мы читаем эту историю дважды – первый раз как все планировалось, а второй как приводилось в исполнение.
Вопрос в том, зачем Тора пишет обо всем этом два раза? Можно было написать о разработке, а потом добавить «Так и было!».
Но когда строят дом, есть разница между описанием и реальностью. Есть первый набросок хозяйки, то, каким она хочет видеть этот дом. Этот рисунок никогда не будет на сто процентов соответствовать действительности. Прораб объяснит ей, что трактор не сможет подъехать оттуда или отсюда, двери можно открывать только вовнутрь и нельзя наружу и еще множество деталей, которых не было при первичном планировании, ведь «то, что видно отсюда – не видно оттуда».
Исходя из этого, можно было бы подумать, что планирование и постройка Мишкана не могли быть идентичными. План Моше рабейну получил на горе Синай от самого Б-га, все это было тогда теорией и реальность казалось очень далекой, могла многократно измениться по техническим причинам. Но сравнивая план и его исполнение, мы обнаруживаем поразительный факт – все сходится. Абсолютное соответствие налицо.
Как это возможно?
Ответ: о человеке можно сказать «что видно отсюда – не видно оттуда». Но у Всевышнего нет понятий оттуда и отсюда. Открывая Моше проект Мишкана, Он сам уже находился в этом мире, в реальности. Все что планирует Б-г – это и есть реальность.
Отсюда мы учим чудесную вещь. Люди иногда склонны утверждать, что написанное в Торе – это конечно правда, но в жизни все немного по-другому. Не всегда можно полностью соблюдать шабат, тонкости законов о чистоте семейной жизни и т.д. Нужно подогнать Тору под реальность (не дай Б-г).
Это мнение могло бы быть верным, если бы речь шла о человеческих указаниях. Но Б-г это тот, кто создал Вселенную, небо и землю, и весь мир наполнен Его величием. И если Б-г приказывает нам сделать что-либо, это само по себе доказывает, что в наших силах поступить именно так, как этого требует Тора.


Раввин Шмуэл Хитрик

Ки Тиса

 

Глава Ки Тиса

150 лет назад в Венгрии жил известный раввин из династии Асофер (Шрайбер). Однажды он устроил у себя в доме званый прием. Собрались важные мудрецы и раввины, начался ужин, хозяин решил продемонстрировать семейную реликвию. Он достал из шкатулки монету времен второго Храма и разрешил передать ее друг другу, чтобы рассмотреть поближе. Вдруг один из гостей вскрикнул: «монета пропала!» Началась суматоха. Хозяин дома ужасно расстроился. Увидев, что поиски не приносят результатов, он был вынужден попросить всех присутствующих поискать монету в карманах у своих соседей. Гости согласились, но вдруг один пожилой раввин попросил проявить еще немного терпения, не впадать в панику и подождать, может пропажа все-таки найдется.

Гости старались говорить на отвлеченные темы, напряжение нарастало, как вдруг один из прислужников забежал в зал с криками: «Монета нашлась! Ее случайно забрали на кухню с грязной посудой». По залу пролетел вздох облегчения. Важный старец встал и сказал: «Дорогие друзья, дело в том, что у меня в кармане все это время была такая же монета, как у хозяина дома. Реликвия нашей семьи. Я планировал ее показать, но вдруг услышал, что слова рав Шрайбера о том, что такая ценность сохранилась лишь у него, и решил не портить впечатления. Конечно, когда сказали искать друг у друга в карманах, меня охватил ужас. Но я решил надеяться на Б-жественное провиденье и ждать, что смогу каким-то чудом выйти из этой неприятной ситуации. Слава Б-гу чудо не заставило себя ждать». Раввин Шрайбер встал с места и сказал: «Весь этот съезд стоило собрать ради одной этой истории. Как важно никогда не осуждать людей даже в мыслях!

В нашей главе речь идет о половинке серебряного шекеля, которую должен был пожертвовать в Храм каждый еврей, независимо от достатка или семейного положения. Моше, который всегда стремился к идеалу, не мог понять, почему Б-г не требует принести ему красивый цельный подарок? Рабби Зеев Вольф приводит интересное объяснение. Шекель – это не только денежная единица, это так же мера измерения веса. Каждый человек должен всю жизнь чувствовать себя на чаше весов. Полные праведники живут лишь для Б-га, грешники только для себя. А средние люди живут так, чтобы приятно и Всевышнему и им самим.

В книге Тания сказано, что перед спуском в этот мир душе человека говорят: «Будь праведником и не будь грешником». К чему это повторение? Нужно всегда стремиться стать лучше, и при этом не унывать от осознания собственной ничтожности. Всевышний любит, когда мы трудимся. Для этого важно видеть не только чужие недостатки, но и свои собственные. Так каждый из нас ощущает себя половинкой, работает над своим исправлением и протягивает руку помощи своим ближним. Б-г показал Моше горящую монету, и это значило, что евреи должны служить с вдохновением, подобным огню. Человек, который чувствует себя безупречным на это не способен.

Слово мужчина и слово женщина состоят из букв алеф и шин - эш, огонь. У мужчины есть еще буква юд, а у женщины гей из имени Б-га. Если пара впускает в свои отношения Б-га, приходит любовь и страсть. Если же они отказываются от Б-жественного присутствия в своей семье, остается лишь пожирающий огонь.

Нет ничего более цельного, чем разбитое сердце. Давайте научимся принимать ближних с максимальной терпимостью, так мы придем к полному единству всего нашего народа.

Шабат шалом


Раввин Шмуэль Хитрик  

Тэцаве

 

 

С Б.П

 


 

 

 

 

 

Случалось, ли у вас такое, что во время какой-то стрессовой ситуации, вдруг, у вас раскрывались какие-то необычные способности, о которых вы даже и понятия не имели до этого момента? Например, почувствовали

какую-то опасность и побежали быстрее чем обычно?

Однажды, лет пять назад в Америке, пошел как-то Джон Смит пахать свое поле на большом тракторе, как вдруг трактор перевернулся, и он оказался прижатым этим трактором к земле. Он начал звать на помощь.

На его счастье две его дочки Ана 16 лет и Эйли 14 лет услышали крик и прибежали, чтоб помочь ему. Им удалось приподнять трактор на достаточную высоту, чтобы Джон смог благополучно выбраться. "Это

невероятно. Ты постоянно слышишь рассказы о таких чудесах то тут, то там, о людях, которые в стрессовой ситуации смогли поднять машину и даже грузовик. Но только, когда ты видишь это своими собственными глазами, начинаешь верить, что это действительно может произойти, а не какие-то сказки"- сказал гордый отец. "Я благодарен своим дочерям, у

которых получилось это сделать и таким образом спасти мне жизнь!"

Наша недельная глава – Тецаве – начинается словами "И ты повели сынам Исраэля, чтобы они взяли тебе елея чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать лампаду постоянно…" (Шмот 27:20)

В хасидизме поясняется, что слова "битого, для освещения" показывают

нам, что именно тогда, когда человек находится в "битом" состоянии, на грани того, что вот-вот сломается, именно такое состояние приводит к тому, что он поднимается на самый высокий духовный уровень и сам

начинает "светить", так же, как и олива, которая дает самое чистое масло именно тогда, когда ее бьют. Но иногда, когда нам трудно, у нас нет сил чтобы подняться и раскрыть в себе этот огромный потенциал, который в нас скрыт, именно тогда приходит Моше Рабейну, задачей которого является дать нам силы, для того, чтобы выдавить из нас тот " чистый, битый елей" и поэтому В-севышний обращается к Моше и говорит ему "И ты повели" – повели (иврит тецаве), что на иврите означает также

 

 

"вместе"(цавта) – задачей Моше Рабейну было связать еврейский народ со В-севышним.

Любавичский Ребе поясняет, что по сути нет необходимости дойти до состояния "отчаяния, ломки" (когда человек сломан морально и физически) и в физическом плане, и в моральном для того, чтобы

раскрыть в себе этот потенциал. Но даже процветая в материальном, а также и в духовном плане, еврейский народ продолжает оставаться

"разбитым" от того, что до сих пор находится в изгнании, и до сих пор не смог удостоиться полного освобождения. Самого пребывания в этом

состоянии уже достаточно для того, чтобы дать нам возможность раскрыть скрытый в нас потенциал.

Да будет желание В-севышнего, чтобы мы смогли удостоиться процветания как материального, так и духовного, а также смогли удостоиться вскорости полного и окончательного освобождения, которое поможет нам избавиться от этого

"разбитого" состояния изгнания.

Амен J

Шаббат Шалом.

Раввин Шмуэл Хитрик

Ищите старые сообщения? Найдите на полях меню "Архив".